РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ

https://doi.org/10.33815/2313-4763.2019.2.21.108-114

  • П. В. Каштальян
  • Т. И. Терновая
  • С. А. Рожков
Ключові слова: тренажерная подготовка, оптимальное управление, предыдущая прокладка, оптимальный маршрут, тренажерный комплекс, сценарий упражнения, принятие решения, оптимальное управление

Анотація

Морской транспорт в настоящее время является одним из экономически выгодных видов транспорта. Его сравнительная дешевизна приводит к увеличению объемов перевозок грузов морским путем, но одновременно возрастают требования обеспечения безопасности таких перевозок. Одним из методов повышения безопасности морских перевозок является повышение квалификации судоводителей. На сегодняшний день существует большое количество различных технических и программных средств для обеспечения обучения и закрепления знаний и навыков экипажей судна. Для соответствия требованиям украинского и международного законодательства по отработке взаимодействия членов команды ходового мостика и судновых систем необходимо использовать только полноразмерные тренажерные комплексы, адаптированные к конкретным задачам и максимально приближенные к реальному объекту. 

В статье рассмотрена возможность развития и адаптивного использования методов тренажерной подготовки судоводителей  с целью  повышения безопасности морских перевозок. Проведен анализ модельных курсов ІМО и их применимости к задачам тренажерной подготовки судоводителей. Проведена классификация основных задач судовождения, показан их формализованный вид и оптимальное решение. Предложена функция вероятности безаварийного плавания в качестве критерия оценки компетентности судоводителя.

Несмотря на высокий уровень автоматизации, многие задачи по навигации и управлению судном все еще осуществляются вручную. Это требует от штурманского состава знания особенностей своего судна в конкретных условиях и полной осведомленности о его навигационном оборудовании. Использование на практике нестандартной аппаратной и программной части навигационного оборудования, так же как и его эргономические особенности, на разных судах не позволяют последовать опыту авиации и проводить серийное макетирование реального оборудования в целях тренажерной подготовки. Таким образом, представляется целесообразным проводить базовое обучение штурманского состава на индивидуальных «малых» тренажерах/симуляторах с использованием адекватных математических моделей реальных судов.

Посилання

TRANSAS Navi-Planner 4000. User manual. 2013. –234 р.
Nakaz Ministerstva infrastruktury Ukraini #567 vid 07.10.2014 «Pro zatverdzhennia vymoh do trenazhernoho ta inshoho obladnannia, pryznachenoho dlia pidhotovky ta perevirky znan osib komandnoho skladu ta sudnovoi komandy». Metod dostupu: of. tekst z saitu Verkhovnoi Rady Ukraini [www.zakon3.rada.gov.ua].
IMO model course 1.22 Ship Simulator and Bridge Team Work . IMO, London, 2002. –70p.
IMO model course 7.03 “Officer in charge of а navigational watch”. IMO, London – 2014. 275p.
Nakaz Ministerstva infrastruktury Ukraini #491 vid 07.10.2014 «Vymohy do trenazhernoho ta inshoho obladnannia, pryznachenoho dlia pidhotovky ta perevirky znan sudnovodiiv na povnomasshtabnykh navihatsiinykh trenazherakh z vizualizatsiieiu». Metod dostupu: of. tekst z saitu Verkhovnoi Rady Ukraini [www.zakon3.rada.gov.ua].
Mizhnarodna konventsiia pro pidhotovku i dyplomuvannia moriakiv ta nesennia vakhty 1978 doli (konsolidovanyi tekst z manilskymy popravkamy). Naukove vydannia. K.: TOV «VPK «Ekspres-polihraf»« - 2010, 566 s.
Pavlovskaiao O.O. & Kondakov C.V. (2012) Alhorytm vyznachennia parametriv matematychnoi modeli mekhanika-vodiia, kerivnyka kryvoliniinym rukhom shvydkokhidnoi husenychnoi mashyny.Vestnyk Iuurhu 3, 43 –47.
Weir, D.H. Models for Steering Control of Motor Vehicles / D.H. Weir, D.T.
McRuer // Proc. 4th Annual NASA, 1968. – 192 с.
Ustiuzhanin A.D. Dynamichna identyfikatsiia i otsiniuvannia kharakterystyk liudyny-operatora v systemakh «chelovek–mashyna»/ UstiuzhaninA.D., PupkovK.A. Moskva :Yzd. RUDN, 2011.–180.
Kashtalyan P.V. & Rozhkov S. O. (2019) Mathematical and information provisions of bridge team training control systems. International scientific journal «Electronics and Control Systems» (ISSN 1990-5548), 60, 61-69.
Petrov Yu. P. Optimal`noe upravlenie dvizheniem transportny’x sredstv./ Yu.P. Petrov, «Energiya», L., 1969.– 96 s.
T. I. Fossen. Handbook of marine craft hydrodynamics and motion control. FirstEdition. JohnWiley&SonsLtd, 2011. 575p. ISBN:978-1-119-99149-6.
Krasovskyi N.N. (1968). Teoriia upravlinnia rukhom. Moskva: Nauka.
Опубліковано
2019-12-05
Розділ
АВТОМАТИЗАЦІЯ ТА КОМП’ЮТЕРНО-ІНТЕГРОВАНІ ТЕХНОЛОГІЇ